ШТУРМАНСКИЙ ПЛАН ПОЛЕТА
В ходе штурманской подготовки к выполнению поставленной задачи экипаж должен твердо уяснить порядок своей работы в воздухе от взлета до посадки, т. е. иметь штурманский план полета.
Штурманский план разрабатывается штурманом экипажа на каждый маршрутный полет, утверждается старшим штурманом, изучается всеми членами экипажа, и экипаж строго руководствуется им в полете.
Штурманский план разрабатывается в соответствии с характером задания, оборудованием самолета, навигационной и тактической обстановкой полета и во всех случаях (кроме полетов по курсу учебно-летной подготовки) в предположении, что полет будет выполняться в сложных метеорологических условиях при наличии активных помех радиотехническим средствам самолетовождения.
Штурманский план полета одиночного самолета должен содержать:
— порядок взлета;
— способы выхода на ИПМ и ЛЗП;
— порядок применения технических средств самолетовождения при выводе самолета па основные точки маршрута с учетом требований радиомаскировки и возможного радиопротиводействия со стороны противника;
— эшелоны и безопасные высоты по участкам маршрута, показания барометрического высотомера в соответствии с высотой заданного эшелона;
— рубежи изменения режима полета;
— способы контроля и исправления пути по участкам маршрута;
— порядок выполнения маневра для встречи с взаимодействующими самолетами, преодоления противовоздушной обороны противника, выхода на цель в заданное время;
порядок действий при перенацеливании;
— порядок отыскания основной и запасной целей;
— способ применения-средств поражения (десантирования);
— порядок маневрирования на боевом пути и при уходе отдели;
— способы контроля и исправления обратного пути;
— способ выхода на конечный пункт маршрута и аэродром посадки;
— схемы снижения и посадки самолета па основном и запасном аэродромах;
— меры безопасности по предотвращению столкновения с другими самолетами, действия на случай потери ориентировки и в особых случаях полета.
При выполнении полета в составе группы-штурманские планы ведомых экипажей составляются на основе указаний старшего штурмана полка или штурмана эскадрильи. Их содержание должно полностью соответствовать содержанию штурманского плана ведущего группы. При этом в штурманских планах должны быть указаны:
— способ построения боевого порядка;
— способ контроля за местом самолета в боевом порядке и маневр для исправления допущенных ошибок;
— способ и порядок роспуска группы для захода на посадку.
При выполнении ‘специальных заданий в штурманском плане
могут быть отражены и другие вопросы.
При выборе способов и технических средств самолетовождения необходимо в качестве основных намечать такие, которые дадут наиболее надежные и точные результаты, и обязательно предусматривать дублирование их другими способами и средствами.
Штурманский план должен быть тщательно продуман в отношении его полноты, последовательности и реальности выполнения. Он должен содержать все необходимое, но его нельзя перегружать.
Штурманский план полета оформляется графически на полетной карте и в бортовом журнале штурмана.
На полетную карту условными знаками и текстуально наносятся следующие элементы штурманского плана:
— рубежи изменения режима полета, рубежи встречи с взаимодействующими самолетами, рубежи встречи с темнотой или рассветом;
— радиолокационные ориентиры, намеченные для коррекции координат самолета, контроля и исправления, пути (при соответствующей аппаратуре и для коррекции курса);
— точки контроля и коррекции курсовых приборов;
— схемы маневра для прибытия на цель (контрольный рубеж) в заданное время;
— схемы маневра для обеспечения встречи с взаимодействующими самолетами;
— порядок работы на контрольном этапе перед целью.
Характер записей определяется самим штурманом, но не следует
делать пояснения, связанные с теми обязательными действиями, без которых невозможно выполнение полета и которые должны быть отработаны до автоматизма. Такими действиями являются: расчет курса следования на следующий этап, расчет воздушной скорости и высоты полета, измерение ветра, расчет времени прибытия на ППМ (КО). Исключением являются учебные полеты, для которых такие напоминающие записи допускается делать.
Элементы штурманского плана, не нанесенные на карту (маневр выхода на ИПМ, маневр в районе цели, схемы сбора и роспуска боевого порядка, схема встречи со взаимодействующими самолетами, схемы пробивания облаков и захода на посадку на основных и запасных аэродромах и др.), вычерчиваются на обратной стороне бортового журнала штурмана, выполняются в виде отдельных схем или заучиваются на память.
При первоначальном летном обучении в училищах курсанты оформляют штурманские планы на отдельных листах бумаги в виде схем с текстуальным пояснением (рис. 7.26).
Правильно составленный штурманский план позволяет в полете действовать по заранее намеченной программе, предотвращает принятие необдуманных решений и обеспечивает согласованность действий экипажа (группы) при самолетовождении.
Контроль готовности к полету является заключительным этапом предварительной подготовки. Он осуществляется перед каждым полетом независимо от его содержания и продолжительности с целью исключения выпуска в полет неподготовленного экипажа и обеспечения высокого качества выполнения полетного задания.
Контроль может быть индивидуальным и групповым. Его проводит командир (или по его указанию штурман), выпускающий экипаж (группу) в полет. Он же определяет и форму контроля (проверкой полетной штурманской документации, устным опросом, розыгрышем полета, проверкой подготовленности самолетного оборудования и штурманского снаряжения).
Проверка полетной штурманской документации имеет целью установить наличие:
— правильно подготовленных карт с точным расчетом полета и штурманским планом;
— подготовленного бортового журнала и необходимых справочных данных и расчетных пособий;
— инженерно-штурманского расчета полета.
Устный опрос проводится одновременно с проверкой документации и имеет целью проверить знание:
— содержания полетного задания;
— способов построения и роспуска боевого порядка;
— своего места в боевом порядке и способов его выдерживания;
— маршрута и режима полета;
— основных ориентиров по маршруту полета;
— порядка контроля пути и способов определения навигационных элементов полета;
— способов преодоления ПВО противника на маршруте и в районе цели;
— порядка отыскания цели и выхода на нее;
— способов выполнения задания;
— запасных аэродромов, линии фронта, входных и выходных коридоров;
— метеорологической и радиационной обстановки по маршруту полета;
— мероприятий, направленных на обеспечение безопасности полета; :
— порядка восстановления потерянной ориентировки;
— действий в особых случаях.
Розыгрыш полета проводится постановкой вводных задач по выполнению полета в соответствии с заданием и штурманским планом.
Проверка подготовленности. самолетного оборудования и штурманского с на р я ж е н и я заключается в контроле наличия необходимого комплекта и правильности установки исходных данных.
Обнаруженные в процессе контроля недостатки должны быть устранены до вылета. По результатам контроля проверяющий делает письменное заключение в бортовом журнале штурмана о его готовности к полету.
Заключение о готовности экипажа к полету делает в полетном листе командир, проводивший подготовку к полету.